Елена Соболева

ИЗУЧАЯ ЯДРО

 


 

Блондинка жалуется подруге: “Сижу дома в темноте – свет пропал”. Потом перезванивает ей: “Срочно приходи! Я поняла, куда весь свет делся”. Подводит подругу к холодильнику, открывает дверцу и торжественно объявляет: “Он - в холодильнике!”

Блондинку обидеть может каждый. В большинстве случаев незаслуженно и чаще всего из зависти. Бытует мнение, что истории про блондинок сочиняют брюнетки. Долгими, одинокими вечерами… Поэтому анекдот этот я пересказала для того только, чтобы проиллюстрировать широко известное заблуждение о взаимоотношениях женщины и техники. Женщины мол, ничего в технике не понимают, самостоятельно в кнопках на пульте от телевизора не разбираются, утюг починить не могут, литиевые батарейки под видом аккумуляторов в зарядное устройство засунуть пытаются, с включенным левым поворотником на право поворачивают и еще много чего совершенно исключительно глупого делают, чтобы окончательно подтвердить свою полную беспомощность и кретинизм в мире точных и технических дисциплин. Придуманных, опять же, в основном мужчинами.

Но!!! Пустите, я скажу!

Это все сказки.

Авторитетно и в полном сознании заявляю: таких глупых женщин больше нет. Может, и были. Раньше. А теперь нет. Я такая осталась одна. Иначе непонятно, почему на занятии по подводному плаванию все девушки в группе, числом восемь, правильно выбрали, какую кнопку нажать на шланге поддува жилета-компенсатора плавучести, чтобы, не торопясь, подняться на поверхность, медленно и осторожно сдувая жилет. Одна я, девятая и непонятливая, умудрилась из двух возможных вариантов выбрать тот, который практически пулей вынес бы меня на поверхность с шестиметровой глубины, если бы не инструктор, поймавший меня на середине моего стремительного взлета и с ругательствами потянувший назад.

Мое счастье, что с загубником регулятора во рту трудно разговаривать! Но все, что учитель хотел сказать по поводу моих умственных способностей, очень доходчиво отразил понятный международный жест. Палец у виска буро-лицего от гнева инструктора, глаза которого от возмущения вот-вот вылезут сквозь стекло маски, красноречивее любых слов. Его можно понять. Час назад он объяснил, что подобное резкое всплытие черевато разрывом легких и взял со всех обещание подобного не делать. Показал, какая кнопка жилет надувает, какая сдувает. Но вот беда: не объяснил, что за этими двумя действиями следует. Потому как все понятно. Элементарно: поддуешь – всплывешь, сдуешь – опустишься.

Это я так подумала.

Но на самом деле…

В действие вступают неумолимые законы физики: чем больше объем воздуха в жилете, тем больше давление воды, тем меньше сопротивление, тем больше скорость, чем сильнее, тем лучше, чем больше, тем меньше…, тем непонятнее, безнадежнее и страшнее. Пугающие слова: “объем”, “ускорение”, “сопротивление” – это мои “мене, текел, фарес” до толкования их смысла Валтасару.

Нет, вы мне скажите, нажать кнопочку большую или маленькую?

И вот уже Светы, Тани и Наташи наперебой бросаются мне объяснять, что чем больше, тем меньше, чем быстрее, тем медленнее… Это же бином Ньютона и закон Архимеда!

Так я прозрела ужасную истину: мои сотоварки по полу в состоянии рассчитать сопротивление, помноженное на скорость, минус давление из квадрата расстояния. Они могут вычислить интеграл из косинуса (а по необходимости и квадрат гипотенузы из синуса), рассчитать скорость падения свинцового шара, сброшенного с какого-то перепугу с Пизанской башни и спросонья назвать валентность водорода. Есть в мире женщины, проектирующие мосты, женщины, вычисляющие траектории полета космических ракет и женщины, конструирующие двигатели внутреннего сгорания. Я же принадлежу к той части малых и сирых, кои не могут без некоторых отчаянных усилий сложить в уме 128 и 345. Пусть так. Или даже пусть я одна такая. Все остальные могут. Все. Пусть.

Пусть только я не люблю физику. Также и химию, математику в общем, алгебру и геометрию в частности - что там еще из традиционно технически непостижимого в школьной программе? Вероятно, я - тот бедный недоросль, который останется за бортом, когда человечество устремится в необозримые компьютерные дали, и каждый будет с легкостью исчислять исключительную скорость передачи данных с помощью FTP-протокола, помноженную опять же на квадрат расстояния, с вычтенным сопротивлением упирающегося числа пи.

ЗАЧЕМ ДОКАЗЫВАТЬ ТЕОРЕМУ? Зачем? – мучалась я, продираясь сквозь нудное гудение математички и разлепляя смежающиеся веки. В геометрии есть аксиомы. Параллельные прямые не пересекутся. Прямая разобьет плоскость на две полуплоскости. Ахилл не догонит черепаху. Рожденный ползать летать не сможет. Чудесно! Почему бы все теоремы не доказать один раз, убедится в их истинности, а после этого сделать аксиомами. Сколько времени высвободится для чтения и сна! Или там еще чего-нибудь такого же полезного. (Любое занятие кажется мне крайне полезным в сравнении с явной бессмыслицей – доказывать уже доказанное.) За все шесть лет пыток уроками геометрии я так и не выучила ни одного доказательства теоремы. Равно как и не запомнила чему равно число пи и что-то там еще такое же неудобоваримое про квадратуру круга… Измученная преподаватель математики перед выпускными экзаменами с состраданием предлагала мне перейти в текстильный техникум. Химичка с нескрываемым облегчением отсылала туда же. От исключения из школы спасала только твердая пятерка по литературе, да заступничество физрука, вдохновленного моими победами в лыжных кроссах.

И вот первое столкновение с суровой действительностью, принявшей вид КНОПКИ НА ИНФЛЯТОРЕ. Вообразите себе китайскую грамматику, объясняемую на китайском языке, человеку по-китайски не говорящему. Представили? Хорошо представили? Так я себя чувствую, когда мне объясняют, почему в результате моего простого действия получается не то, что я ожидаю. Напротив, получается прямо‑таки даже черт знает что такое. Большая кнопочка жилет сдувает, маленькая – надувает. Просто и понятно. Но какие это влечет последствия мой мозг осознать не в силе. Чтобы всплыть - надо жилет сдувать или надувать? Совершенно не помогает пример вроде: представь себе воздушный шар, наполненный кислородом, поднимающийся наверх при давлении две атмосферы с глубины в двадцать метров с постоянным ускорением восемнадцать джоулей… Мои мозги окончательно выключаются и, через десять минут повторных объяснений, на вопрос: “Понятно?” – я в отчаянии мотаю головой. НЕТ. Маленькую кнопочку под водой нажимать или не нажимать? Инструктор думает, я издеваюсь и из упрямства треплю ему нервы. Я думаю, что издевается он. Нажимать или нет? НЕТ! - едва сдерживая бешенство, отвечает тренер,– но в некоторых случаях.… Опять двадцать пять!

Хорошо, - берет себя в руки преподаватель, - попробуем по-другому: перевернутый стакан опускают на дно ванны, при этом воздух в стакане расширяется и давление воды… и сопротивление… и плотность… О-о-о! Мой инструктор явно уверен, что, если в объяснение на китайском вставить пару предложений на корейском, я лучше пойму.

Просто запомни, рычат уже все вокруг, на маленькую кнопку под водой нажимать только, чтобы отрегулировать плавучесть, потому что… С-т-о-о-о-й-т-е! Мне все равно почему, понятно?! Я просто запомню, окей?

Неужели тебе не интересно? – недоумевают все те же умные девочки вокруг.

Нет. Мне не интересно. В моей вселенной источником тока является не какой-то там «электромагнитный генератор» или «солевой электролит», а розетка под креслом. Дождь идет потому, что вчера было солнце. А самолет приходит в движение исключительно от того факта, что я купила в него билет. Мне не важно, отчего гремит гром, мне достаточно, что он просто есть. Как есть и любое явление этого мира: ветер, вода, равнобедренный треугольник, стрекоза, сперматозоиды, босоножки от Гуччи и рахат-лукум. И даже интегралы. Черт с ними, с интегралами. Пусть тоже будут. Только от меня подальше. Вместе с котангенсом и сопротивлением материалов.

Считайте это последней степенью отупения. Не исключено. Мне, конечно, веселее считать подобный подход высшей ступенью просветления.

Я давно убедилась, что мир непознаваем. Думаю, что в глубине души я абсолютно уверена, что никакого электрического разряда нет, равно как нет и света, звука, скорости фотонных частиц, протонов, электронов и прочих экситонов. Нет ускорения, объема, давления, резонанса и окисления. Мы только думаем, что эти явления есть. На самом деле они -  ни что иное, как следствие упрямства неисοπΰβθμϋυ логиков - людей лишенных воображения и навыка интуитивного постижения мира. Все в мире иллюзия. В том числе наука, объединяемая мной в общее понятие «физика». И когда гремит гром, я скорее готова поверить, что это Илья Пророк на колеснице бьет в железный небосвод латунным посохом, высекая искры, от которых происходят молнии. По крайней мере, мне представить себе такую картину гораздо проще, чем бег электрических разрядов в атмосфере.

Наконец, вот что из этого получается.

Подруга. Как ни смешно, блондинка. Знакомит меня со своим молодым человеком. «Он учился в МИРЭА как мой папа», - говорит подруга. «Физик!» – проносится в голове неумолимый диагноз. «О!» - вежливо улыбаюсь я, - «Тоже… Э-э-э… Ядро изучаете?»

.Есть мнение

Главная страница

ДРУГИЕ ИСТОРИИ:

Елена Соболева:
О названии сайта

Первое танго с Парижем

Китайская грамота

Дарья Нехорошева:
Вам письмо

Леван Варази:
Земную жизнь пропив наполовину, я...

Елена Днестровская:
Килиманджаро

Лаос

Бирма

Камбоджа

Таиланд

Как мы съездили на Белуху

Назад в деревню

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz